вторник, мая 09, 2017

Знай врага в лицо. Спам 2. Виды спама. Моё деление



 
 Легальный спам

С развитием спам-технологий пора уже разделить рассылки на категории: легальная и не легальная (традиционная, классическая). Это связано с увеличением числа предложений подписаться на сайт, какие-либо новости, уведомления и оповещения. Тема актуальна для владельцев устройств на базе ОС Андроид. Но похоже Win 10 подключилась к процесу легальной спамизации. Десятку не юзал, поэтому своих впечатлений нет. Аналогично с продукцией Apple.
Сам по себе термин СПАМ довольно вольно трактуется. Тут требуется жёсткая стандартизация. Но об этом позже, в отдельной статье.
 

Так что такое легальный и не легальный спам?

Не легальный или классический (традиционный), это то что собственно привыкли называть спамом — не желательная почтовая рассылка. Но так как термин трактуется достаточно вольно, под спамом понимается много чего не желательного.

Теперь о легальном спаме. Под легальным спамом понимаю любую рассылку, на которую подписан добровольно, либо добровольно-принудительно. Эта категория спама регулируется жертвой рассылок, но не всегда.   В отличии от классики, легальный спам значительно менее назойливый. Наверное назойливость в данном случае рагулируется законодательством, здравым смыслом, а так же пожеланиями жертв. Во всяком случае крупные порталы, банки, магазины, провайдеры спамят гораздо меньше нелегалов.
Ну так почему же спам?  Всё дело в том, что в большинстве случаев информация из рассылок не несёт никакой пользы. А так как у современного человека подписок довольно много, то и мусора тоже будет много.

Рассмотрим на примере. На мне. От банка есть карта рассрочки, от магазина скидочная. Так же зарегистрирован в интернет-магазинах ( 2 белорусских, 3 китайских). Пользовался услугами тур-операторов и маршруткой.  Почтовая служба требует подписки на рассылку, иначе о бесплатном ящике забудь.

Итог. От партнёров банка и самого банка (исключение служебные сообщения) периодически проиходят СМС с различными предложениями, акциями, скидками. Аналогичная ситуация с физическим магазином. Прикол в том, не учитывается пол и  возраст жертвы легального спама. Приходят сведения о скидках или распродажах ювелирных изделий, женской одежды, косметикии. Есть электроника. Обычно телефоны и планшеты. 

Латвийская почта несколько раз в месяц присылает рассылку с предложениями о выгодных кредитах, покупках. Угу, дадут мне кредит, гражданину иного политического блока. Радует то, что почта не буянит, в отличии от китайцев.

Белорусские интернет-магазины, как и банк и физмагазин тоже сильно не спамят, что не сказать о китайских. Более того, связываясь с китайцами очень легко подцепить рассылку других торговых площадок и магазинов. А вот это уже классический спам.  И так, китайцы подспамливают заметно больше, плюс левак. Левак  точно классика спама. Увы, отписаться в большинстве случаев не возможно, либо вы не найдёте как это сделать.

Тур-операторы и маршрутка немного спамонули и прекратили. Можно не учитывать. Что получилось? На телефон в месяц приходит штук 20-30 СМС с абсолютно не нужной информацией. Я мужщина, с нормальной ориентацией и женские штучки-дрючки  не нужны. С ювелиркой сложнее. Нет денег. Женские изделия естественно не нужны. Во всяком случае массово для подруги скупать не намерен. Планшеты, телефоны. Извиняйте, каждый месяц менять не собираюсь. Тем более телефона (нормального) мне хватает на 10 лет.
На электронную почту прилетает  штук 50-60 спамин. Причём это может быть в неделю. За месяц намусорят больше. В отличии от белорусов и латышей китайцы очень стараются :) Как обычно, нет никакой делёжки по полу или возрасту. Про интересы вообще забудьте.

Таким образом, телефон, тем более электронная почта превращается в свалку. А ведь туда кроме легального спама приходят более полезные , даже важнейшие сведения. Например информация о списании или зачислении денег на карту; дубли электронных чеков, одноразовые ПИН-коды,  различные документы. Да просто переписка с друзьями или госорганами.

Часть легального спама можно терпеть, так как получаю выгоду или явно нужную информацию. А именно. От банка рассрочка, физмагазина скидки; в интернет-магазине как правило товар дешевле или есть в наличии, что не сказать о физической торговле. Про Китай скромно умолчим. Там выбор гораздо шире и заметно дешевле.

Конечно, написано резко и очень отрицательно. На деле выше указанные рассылки могут пригодиться. Тем более пора освежить телефончик, а может быть прикупить скромненькую златую цепочку. А лучше из платины. :)

Маленький предварительный вывод: На электронную почту и телефон по этим каналам припрётся штук 150 легальных спамин. Причём это может быть за пару недель. Многое зависит от китайцев. Белорусы и латыши активно не спамят.



С легальным экономическим спамом разобрались. Теперь идём в интернет подписываться.

У меня нет никаких подписок на сторонние ресурсы. В данном случае — сайты, люди не из Фейсбука и Гугл +.  В ФБ у меня было 150 френдов, сейчас 140. Плюс около шести подписок на аккакунты новостных, научно-популярных, экологических и ядерных сайтов. Точно не помню, лень считать. В Гугле гораздо скромнее — штук 40 однокружников и около шести подписок на группы, страницы, сообщества. Тут точность вообще не гарантирована. Слава разработчикам интерефеса! Без техподдержки и бутылки «Настойки  боярышника» не разберусь.

Раньше была мода пригласить в соцсеть. Обычно приглашалка особо не мозолила глаза. Хотя было не мало случаев, когда вылазила на весь экран. Только не понятно почему я должен тащиться в соцсеть, особенно ту, в которой меня нет? Кому нужен трафик и число подписчиков — вам или мне?  Если мне нравится сайт, то адрес наберу вручную  в адресной строке. А так как я хронически ленивый, то забью в закладки.  Делов то. Зачем вываливать на весь экран?

Сейчас в тренде подписка на весь экран, причём она настолько большая, что вываливается из монитора. Прям 3D.  Ещё один тренд — уведомления. Подписываемся.

Допустим я подписался на ТУТ.БУ, Онлайнер, Навины бай (БелаПАН), ещё пару-тройку сайтов, нужной мне тематики. В итоге мы уже получаем 5-6 спамин. Простите, новостных рассылок.  Сколько спама пришлют эти сайты не скажу. Не экспериментировал. Напишу про ТУТ.БУ.
Этот портал присылал 1 спамину в сутки. За неделю получим — 7.  Подписка на рассылку была добровольно-принудительная. При создании электронного ящика где-то просмотрел галку-отключалку, либо её просто не было. В результате на почту стал приходить легальный спам от портала. С Юрием Зиссером разобрались как отключить рассылку. Кстати, не понятно чем руководствуются, делая новостную подборку. Популярностью статьи? Ужас! Пользуются популярностью не чистые статьи — политика, скандалы, криминал, дурь от Покемонов или  котов с огурцами. Да, я груб и ругаюсь матом, но данные новости мне не интересны. Мне всё равно кому дал по роже Киркоров, абсолютно до феньки с кем спала Собчак и вообще мне пофиг кто такой Михалков. Покемоны? Увольте, но я мало играю и подобные игры не моё. Ну и накой мне такая «полезная» рассылка?

Ещё веселей рассылка интересностей от ЖЖ. Реально Жёлтый Журнал. То чем со мной поделилась одна знакомая повергло в ужас.  У знакомой был блог из картинок о природе, подписок мало.  Типично женские вопросы — дети, еда, здоровье. Ну и что ей рекомендовали в еженедельном дайджесте? Хохлобандеры, геи, ватники, пендосы. Вот что рекомендовалось! Фу. Даже мне политизированному такое не нужно. Однако всё это валилось в почту.

Отвлеклись. Пойдём в соцсети. В Гугле с учётом моей не дружелюбности ежедневно приходит более 100 уведомлений. Радует то, что уведомлялкой можно управлять, вплоть до отключения конкретного юзера. Это не разрыв дружбы, а просто отключаются уведомления.
Одним из  условных минусов соцсети Гугл+ является автоподписка. Например, если я создал подборку, то все мои однокружники автоматически становятся подписчиками этой подборки. С другой стороны тут есть и плюс. Если я сделал специализированную подборку, а подписчикам это не интересно, они могут отписаться не теряя связи со мной. Однако автоподписка всё равно не есть хорошая идея.

Так как в браузере можно было увидеть только 100 уведомлений, остальные наверное просто не доходили. Есть дублирование на электронную почту. В старом дизайне отключить было нельзя, либо не знал как это сделать. В свою очередь продублированные уведомления из Гугла приходили в папку Рассылка (или соцсети не помню), а почтовая программа оттуда забрать не могла. Только через вэб-интерфейс. В итоге ящик превратился в хранилище спама. В новом дизайне дубль на почту можно отключить. Что и было сделано. Чем значительно уменьшил спам-нагрузку на свою почту.
Есть нюанс. Все легальные спамины легко могут попасть в классический спам. Что периодически происходит. Тут многое зависит от самой почтовой службы. Например у меня была проблема с Шопфаном. Рассылка , в том числе и критически важные письма этого сервиса попадалаи в спам.

На мои Андроид-устройства ничего лишнего не приходит, так как там сугубо технологический аккаунт и никак не связан с основным.

Фейсбук в почту не спамит, зато может уведомлять на телефон. Если не ошибаюсь, Гугл тоже может, вернее обязан :) присылать уведомления на телефон.
Итак, в ФБ у меня  вместе с друзьями примерно 146 подписок. Друзья друг на друга подписываются автоматически. Можно отписаться, но остаться в друзьях. Есть неприятная фича, из-за которой жертву автоматически подписывают на группу или страницу. Отключателя не нашёл :(  Пока не толком не выявил при каких обстоятельствах это происходит. 

Прикинем, сколько легального спама мне придёт на электронную почту без Фейсбука. Будем считать что все информационно-развлекательные сайты присылают 1 спамину в сутки.

Гугл+ и инфоразвлекалово даёт не менее 106 легальных спамин в сутки. Реально больше, так как я не заморачивался подсчётом количества уведомлений из Гугла. Могу сказать, перед радикальной чисткой ящика за год от Гугла у меня собралось около 50 тысяч рассылок! Учтите то, что   в Г+ мало общаюсь, вообще не дружелюбен. Кто мобилен, тому всё это полетит  на телефон.  Прекрасная картина, не ну вы же сами хотите быть вкурсе всегда и везде :)
Фейбук на мобилу даст свыше сотни уведомлений, одних только упоминаний меня любимого будет штук 30. Не меньше. В день.

Естественно многое зависит от моей социальной активности, интереса ко мне, посещения с комментарием популярного поста. Понятное дело, количество уведомлений будет разным.  Но даже для меня, людоненавистника, фейсбучная сотня является нормой.

Не знаю как у вас, но мой телефон от пары сотен  уведомлений в сутки попросту помер от нехватки заряда аккумулятора.

Вот и получается. Уведомления из соцсетей полезная вещь, но довольно сильно нагружает сеть провайдера, а так же отвлекает человека. Телефону тоже не сладко. В моём случае вся эта параша остаётся на сайтах ФБ и Гугла. Если что-то пропустил — не помру. :)

Тут я немного свалил уведомления и рассылки в одну кучу.  Рассылки на почту и телефон в сутки мне дадут штук 20 легального спама. В основном это предложения китайских торгашей. Если не отключать рассылку от сервисов Гугла, это мне даст  сотню писем в сутки.   Естественно, если  побуяню в соцсети, то уведомлялок будет больше. То же самое если в блогах будет бум комментариев.
Так же как и Гугл, Фесбук даёт свыше 100 различных уведомлений. Если начну пошевеливаться, лайкать, комментировать где попало, то уведомлялка  распухает. Для мобильных личностей это грозит увеличением расхода заряда аккумулятора и трафика. Не, ну вас же никто не заставляет :)

Таким образом даже на моём человеконенавидящем, асоциальном примере видна нагрузка на мозг, оборудование, каналы связи

А что будет если подписываться на всё что просится  на весь экран? Это будет жопа! Вы физически не сможете даже просто прочитать то что подсовывают. Про содержимое статей я уже молчу. Вы это читать не будете. У вас не хватит сил и времени.

Выводы. На моём примере виден зашкал по нагрузке. А ведь в интернете так много интересного, полезного, познавательного, прущего на весь экран и за пределы экрана. Но приходится ограничивать.

Внешне, в легальном спаме нет ничего плохого. Тем более в основном подписка добровольная, либо условно добровольная.  Легалы, даже китайцы серьёзно не спамят. Однако у современного человека  подписок не мало, в результате легальный спам отличается от не легального только тем, что подписками и уведомлениями можно управлять.

Учитывая такое огромное число данных, приходится делать усекновения. В отличии от банков или магазинов, подписка на сайт не даёт никакой практической пользы. Если сайт нравится, просто закину ссылку в избранное. А если нет, то никакие призывы на весь монитор не помогут. Наоборот, подобные новомодные тренды вызывают только негодование.

Комментариев нет:

Отправить комментарий